Неделя 12-я по Пятидесятнице. Евангелие от Матфея 79 зачало, глава XIX, 16-26

Размещено Сен 3, 2017 в Душеполезное чтение, Евангельское и Апостольское чтение | 0 комментариев

И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?  Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

Святитель Феофан Затворник

«Трудно богатому войти в Царство Небесное». Тут разумеется богатый, который в самом себе видит много способов и много сил к своему благоденствию. Но коль скоро многоимеющий отсечет всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую на него надежду и перестанет видеть в нем существенную свою опору, тогда он в сердце бывает то же, что ничего неимеющий; такому открыта дорога в Царствие. Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо дает способ благотворить. Не богатство беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и богат бывает. Кто на Бога единого уповает и к Нему всем сердцем прилепляется, тот Богом и богат; кто на другое что уповает, к тому и сердце свое обращает, кроме Бога, тот другим этим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому нет входа в Царствие Божие. Тут разумеются род, связи, ум, чины, круг действий и проч.

Блаженный Феофилакт Болгарский

И вот, некто подошел сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Этот человек подошел не с целью искушать Христа, но с целью получить наставление, так как жаждал жизни вечной. Только он подошел к Христу, как простому человеку, а не как к Богу. Потому Господь и говорит ему: «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог «, то есть если ты называешь Меня благим, считая в то же время за обыкновенного учителя, то ты ошибаешься: в действительности никто из людей не благ. Во-первых, мы очень легко уклоняемся от добра, во-вторых, самая доброта человеческая в сравнении с благостью Бога — не более как злоба.
Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Господь отсылает вопросившего к заповедям закона, дабы иудеи не могли сказать, что Он презирает закон. Что же?
Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей: чего еще недостает мне? Некоторые осуждают этого юношу, как человека хвастливого и тщеславного. Как же, говорят, он в совершенстве любил ближнего, когда оставался богатым? Кто любит ближнего, как самого себя, тот не может быть богаче ближнего. Ближний же — всякий человек. Иные понимают это так: допустим, что я бы сохранил все это: тогда чего бы мне еще недоставало?
Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Что, говорит, ты исполнил по твоим словам, то исполнил только по-иудейски. Если же хочешь быть совершенным, то есть Моим учеником и христианином, то пойди, продай свое имение и тотчас же все раздай, не оставляя у себя ничего под предлогом, что хочешь постоянно подавать милостыню. Не сказал: «давай нищим», но «все отдай и стань неимущим». Потом, так как иные хотя и милостивы, но ведут жизнь, полную всякой нечистоты, Христос говорит: «и приходи, и следуй за Мною», то есть имей и все прочие добродетели. Но юноша опечалился. Хотя он и желал, хотя почва сердца его была глубока и тучна, однако семя слова Господня было подавлено тернием богатства, «ибо, — замечает евангелист, — у него было большое имение». Кто немного имеет, тот менее и опутан узами имущества, но чем больше богатство, тем крепче оковы налагает оно. Еще: так как Господь разговаривал с богатым, то и сказал: «ты будешь иметь сокровище на небесах», если уже ты любитель богатства.
Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
Богач не войдет в Царство Небесное, пока он богат и имеет излишнее, в то время как другие не имеют необходимого. Но когда богатый отрясет все и таким войдет в Царство Небесное, то он уже войдет отнюдь не богатым. Имеющему же многое так же невозможно войти, как невозможно верблюду пройти сквозь игольные уши. Смотри же, как Христос выше сказал: «трудно войти», а здесь говорит, что совершенно невозможно. Некоторые под верблюдом разумеют не животное, а толстый канат, который употребляют моряки при бросании якорей.
Услышавши это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно. Человеколюбивые ученики спрашивают не для себя, ибо сами были бедны, но для всех людей. Господь же учит измерять дело спасения не немощью человеческою, но силою Божиею. Если кто-либо станет избегать корыстолюбия, то он, при помощи Божией, сперва успеет в том, что отсечет излишнее, а потом дойдет до того, что истратит на бедных и необходимое; так помощь Божия добрым путем приведет его к Царству Небесному.

Митрополит Сурожский Антоний:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Хочу обратить ваше внимание на две или три черты сегодняшнего евангельского чтения. Юноша подходит ко Христу и говорит Ему: Учителю благий. И Спаситель ставит его перед действительностью, о которой тот, может быть, и не думал. Юноша обратился ко Христу как к мудрому наставнику: „Добрый наставник, что мне делать?” А Христос ему отвечает: Никто не благ, кроме как един Бог… И тут Он ставит его перед лицом того, что если он хочет получить окончательный, совершенный ответ на свой вопрос, он должен услышать его из уст Божиих, то есть от Спасителя Христа, Сына Божия, ставшего сыном человеческим. Он должен услышать эти слова, признав безусловность права Христова возвещать эти слова.

И действительно, если говорить о вечной жизни, – кто может о ней говорить, кроме Самого Бога, Который и есть Жизнь Вечная? Напрасен вопрос юноши, если он обращен только к мудрому, хоть и святому, человеку: на этот вопрос может ответить только Бог: и ответ на это только один: Приобщись Моей святости, приобщись Моей вечности – и ты будешь совершенен, и войдешь в вечность Божию…

Но Христос обращается к Своему совопроснику на том уровне, на котором тот говорит; Он ему говорит: сохрани заповеди, – ведь заповеди тоже даны от Бога: что тебе большего нужно?! – Какие? – спрашивает юноша, думая, что нужно какие-то новые заповеди совершить, нужно сделать что-то такое, о чем он до тех пор ни от кого не слыхал. И действительно, тут он слушает Того, Кто может ему сказать последнее совершенное слово. И Христос ему указывает шесть заповедей, но только последняя из них – из Второзакония. Ни одной заповеди Он не упоминает о поклонении Богу; почему? Потому что так легко и этому юноше, и всем нам сказать: „Я верю в Бога! Я люблю Бога!” – и тут же нарушать те заповеди, которые относятся к человеку… Казалось бы, каждый из нас может сказать от сердца, что он в Бога верит и Бога любит – но это не так. Если мы верили бы в Бога, мы не ставили бы под вопрос обстоятельства нашей жизни, мы не упрекали бы Его в том, что все, что с нами случается горького, мучительного – Его ответственность. Мы не всегда говорим, что Он виноват непосредственно, но что Он нас не сохранил, не оградил, не защитил – мы говорим постоянно. Если бы мы Его любили и если бы мы верили в Его любовь, то мы все воспринимали бы от Его рук, как дар любви. Поэтому говорить о том, что мы любим Бога и верим в Него, мы должны с осторожностью. Но даже если мы можем это сказать, то апостол Иоанн Богослов нам указывает: когда ты говоришь, что любишь Бога, а людей вокруг себя не любишь – ты лжец!.. Поэтому Христос не ставит вопрос юноше о том, любит ли он Бога, – он бы отозвался положительным ответом, а спрашивает: как ты относишься к людям вокруг тебя? Любишь ли ты людей, как ты любишь самого себя? Желаешь ли ты людям всего того добра, которого ты себе желаешь? Готов ли ты отречься от всего, что твое, для того, чтобы другого обогатить любовью, но конкретной любовью; не словом, а делом любви?.. Вот почему Христос говорит юноше: Соблюди заповеди.

Это нам напоминает рассказ о Страшном суде, который мы читаем в Евангелии от Матфея перед Постом, о том, как Господь разделяет овец от козлищ. Мы всегда думаем об этой притче только в порядке суда; но в чем же суд, о чем спрашивает Христос-Судья представших перед Ним? Он спрашивает только о том, оказались ли они в течение своей жизни человечными, достойными имени человека: Накормили ли вы голодного? Одели ли вы нагого? Дали ли вы кров тому, кто был бездомен? Посетили ли вы больного, если даже вам страшно от его заразы? Постыдились вы или нет того, что друг ваш находится в тюрьме опозоренный?.. Вот о чем спрашивает Судья, – о том, какими мы были по отношению к человеку. Иначе сказать: были ли вы достойны звания человека? Если вы даже недостойны звания человека, – не думайте о том, чтобы приобщиться к Божественной святости, приобщиться к Божественной природе, приобщиться к вечности Господней.

И это обращено к юноше, который богат: чем же он богат? Он богат не только вещественным богатством; он богат тем, что чувствует, что он – праведник: он выполнил все заповеди Божий, он все сделал, чего с него может спросить Господь, – чего же с него больше требовать? Чтобы он полюбил ближнего, как самого себя. Это не одна из Десяти заповедей; эту заповедь мы находим в другом месте Ветхого Завета (Лев. 19, 18) и слышим ее повторяемую Христом; она означает: отрекись от себя, забудь про себя! Пусть все твое внимание будет обращено к другому, к его нужде: пусть твое сердце будет полно только любви к другому, чего бы это тебе ни стоило!.. И вот тут юноша сталкивается со своим вещественным богатством: он готов любить людей, но из положения своей обеспеченности. А Христос ему говорит: Отдай все: и когда у тебя ничего не будет, тогда люби людей свободно, и следуй за Мной, куда бы Я ни пошел… И мы знаем, куда Христос шел: отречься от Себя до конца и жизнь Свою отдать.

Эта заповедь относится отчасти ко всем нам. Богатства вещественного мы не обязательно должны лишиться, да часто и не обладаем им, но мы так богаты тем, что нас делает гордыми, самодовольными, – вот от чего нам надо первым делом отказаться: забыть про себя, и обратить внимание на ближнего. И тогда мы услышим от Христа слово утешения, слово утверждения. Да, – собственными силами человек этого сделать не может, но, по слову Спасителя апостолу Павлу, сила Его в немощи совершается. Мы можем действовать силой Божией; и как сказано в этом чтении Евангелия, то что невозможно человеку, Богу возможно. И опять-таки словами апостола Павла: Все мне возможно в укрепляющей меня силе Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Протоиерей Аркадий Северюхин

Казалось бы, что в богатстве может быть плохого? Деньги и богатство приносят человеку некоторую свободу, некоторую власть и то, что возможно на них обменять – материальные блага. То есть деньги сами по себе не являются чем-то плохим. Но отношение к день- гам может изменить наше отношение к Богу и миру. Даже бедный человек может быть скупым и жадным. А человек, имеющий богатство, может употребить его на благо. Великий учитель Церкви Климент Александрийский именно так и говорил: богатство – всё то, что нам даёт Господь. Это не только материальные блага, но и всё, что мы имеем: наше здоровье, благополучие, душевное настроение… Всё нам даёт Господь Бог. Материальное богатство тоже даётся Богом, но даётся, чтобы мы не прилеплялись к нему (богатству) «всем сердцем и всей душой». И святые Отцы говорят о пути христианских добродетелей, исполнения заповедей и пути христианского совершенствования. Вот святитель Иоанн Златоуст более подчёркивает то, что человек может, отказавшись от всего, достигнуть пути совершенствования. Действительно, продать имения и раздать всё нищим, как поступил в своё время основатель пустынножительства Антоний Великий. Святой Антоний происходил из богатой семьи, у него было богатое имение, как и у богатого юноши (из Евангельской притчи), который хоть и молодой, но богатый, по всей видимости, он вошёл в наследство, которое ему досталось от своих богатых родителей.

Сам он, будучи молодым, ещё не смог бы заработать большие деньги. А Великий Антоний бросает всё, раздаёт всё своё имение нищим, уходит в пустыню и там подвизается долгие десятилетия. Это путь христианского совершенствования. И нам из этого необходимо взять урок, поучение и научиться тому, чтобы не быть привязанным к материальному. Мы можем быть богатыми или бедными, но мы не должны прилепляться к богатству земному так, что- бы оно владело нами. Господь подаёт нам всё по необходимости, и лучший путь, путь царский – средний. Если Господь даёт человеку возможность, а у него талант управлять финансами, то он может направлять эти материальные блага на помощь другим. Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что этот молодой богатый юноша всё-таки больше любил деньги, чем это было необходимым, он не любил ближнего, как самого себя, поэтому он уходит с печалью; он не готов отдать эти деньги ближним, не готов поде- литься. И нам необходимо понять, что и сейчас у нас трудные времена, кризис во всём мире, и мы сами это чувствуем на себе. Но Господь всегда рядом. Будем просить Бога о том, чтобы Он подавал нам необходимое, ведь Господь заботится о нас больше, чем наши самые близкие родственники и друзья. Но это не значит, что мы должны полностью всем (материальным) пренебрегать. Безрассудно было бы, если человек не очень богат, отдать своё имение и потом жить в нищете… Поэтому, братья и сёстры, будем благоразумно относиться к тем дарованиям и талан- там, которые Бог нам даёт. И Бог, видя наши добрые намерения, – Господь и намерения целует, как говорит святитель Иоанн Златоуст, – подаст нам всё необходимое для здравия и спасения.

www.spb.optina.ru

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

В сегодняшнем Евангелии мы слышали о том, как к Христу подошел один благочестивый молодой человек, юноша, и стал его спрашивать: Учитель благий! Что мне сотворить, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19, 16) И Господь стал перечислять ему заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего своего, как самого себя. А юноша отвечал Христу: «Я это все соблюдаю с детства, с юных лет, всегда! Что еще мне сделать нужно?» И тогда Господь ему говорит: Если хочешь быть совершенным, то иди и раздай все свое имение нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и следуй за Мной (Мф. 19, 21). И этот юноша, услышав такие слова Христа, опечалился и не последовал за Ним. А опечалился он потому, что имел большое имение и был богатым человеком. И, видя это, Христос сказал Своим ученикам: «Видите? Легче верблюду пройти через игольные уши, чем войти богатому в Царствие Небесное» (ср. Мф. 19, 24). Ученики и свидетели этого события ужасались и говорили: «Кто же вообще может спастись?», и Господь сказал: «Невозможно человекам это, но возможно Богу» (ср. Мф. 19, 26).

Богатство очень часто лежит на пути к Царствию Небесному. Даже если человек живет благочестиво, не нарушает никаких заповедей Божиих, как этот юноша, но богатство затмевает все его сердце, занимает всю его жизнь, и это и есть препятствие для спасения такого человека.

Сейчас богатство, материальное благо стало очень важной частью человеческого бытия, вообще весь мир как будто бы устремлен только на это «высшее благо» — стать богатым человеком и приобрести как можно больше материальных благ. Но увеличение богатых людей не равнозначно увеличению людей счастливых, и тем более — людей спасающихся, идущих за Христом. Как часто несчастны богатые люди! Как несчастны их дети, как несчастны их близкие, как несчастны люди, которые вместе с ними живут, работают, и как часто многих людей, миллионы людей эти люди ради богатства делают несчастными уже в этой жизни. Мы слышим строгие и в то же время наполненные любовью слова Спасителя о том, что такому человеку и в Царствие Небесное очень тяжело войти.

Многие православные христиане, тоже богатые, думают так, что если они пожертвуют что-то на Церковь, то этого достаточно. Они как бы платят некую дань и думают, что этого достаточно для их спасения, но Господу это неугодно. Ему угодно, чтобы мы наполняли свое сердце Божественной благодатью и очищали его. Поэтому у таких людей, которые материально и стараются помогать Церкви, часто сердце наполнено скверной, злобой, завистью, блудодеянием, прелюбодеянием, и из него исходят злоба и зависть.

Такой человек, с одной стороны, очень могущественный и богатый, а с другой стороны, глубоко несчастный. Он думает, что он владеет богатством, а на самом деле богатство владеет им. Он — раб и заставляет всех вокруг себя быть рабами этого богатства, вместо того чтобы быть человеком свободным в Духе Святом, очистить свое сердце, наполнить его Божественной благодатью, чтобы из него исходила любовь, милость, всепрощение, чтобы вокруг него все люди были рады видеть этого человека, потому что видели бы в нем образ и подобие Божие, верного ученика Христова.

Богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс. 61, 11), — говорит пророк Давид. Сердце свое вместе с текущим к нам богатством мы не должны сдавать в банк, давать под проценты, потому что наша бессмертная душа бесценна. Именно ее Господь ждет, чтобы она соединилась с Ним и следовала за Ним. Апостол Павел говорит: Умею жить в скудости и умею жить в богатстве (Флп. 4, 11). Можно научиться и тому и другому. В богатстве можно жить человеку и спасаться, и спасать других людей, и учить других людей истинам Евангелия, как это делал апостол Павел. Но для этого нужно то, что сказал Христос: не просто не делать зла, не просто не преступать заповедей, но Он ждет большего, Он говорит: раздай нищим свое богатство и следуй за Мной. Всякий человек, получающий богатство, должен понимать, в первую очередь, что это Господь дает ему для того, чтобы он дал еще кому-то, и чтобы преумножил это богатство ради блага своих ближних и ради спасения своей бессмертной души. Аминь.

http://www.pravoslavie.ru/

 

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели