Наступает Страстная пятница – центр великопостной скорби, день Крестной смерти и погребения нашего Господа. В православных храмах звучат чтения и песнопения о последних часах Его земной жизни.
Представим себе раннее утро дня накануне еврейской Пасхи. Иисус Христос приведён в преторию, и от Понтия Пилата требуют подтверждения смертного приговора. Тот брезглив и недоволен. Какое дело римскому губернатору до иудейских религиозных споров о Мессианском царстве, тем более – о царстве «не от мира сего»?! Он искренне сочувствует мужественному Человеку, явно оклеветанному врагами, и хочет отпустить Узника. Христос для Пилата – безобидный учёный мечтатель, похожий на странствующих античных философов, к которым «здравомыслящие» римляне относились скептически-насмешливо, как к вечным детям.
«Зачем Ты пришёл сюда», – спрашивает у Христа префект. – «Я для того родился и пришёл в мир, чтобы быть свидетелем истины», – слышит он в ответ и саркастически усмехается: «Что есть истина?» Грубый солдат, он не верит в неё. Он верит в силу золота и римских легионов. Сохранить благоволение мрачного императора Тиберия, давшего ему власть над этой беспокойной провинцией, для него важнее всего. И Пилат, несмотря на предупреждения жены (Мф.27:19), малодушно умывает руки.
Около полудня измученного Христа приводят на место казни и распинают между двух разбойников. Мир содрогается. Солнце скрыло свой лик и непонятная тьма надвигается на Голгофу. В одиночестве, с высоты Креста, встречает Он мрак. А внизу – люди, глумящиеся и встревоженные, равнодушные и плачущие. Он умирает, разделив со всеми, пережившими муки и смерть, ужас последних минут… Иисус громко воскликнул: «„Отец! В руки Твои предаю дух Мой!“ И с этими словами испустил Он последний вздох» (Лк.23:46).
Утром в храмах читаются Царские Часы, посвященные воспоминанию минувшей ночи и наступившего дня смерти Спасителя. (Часы – это богослужения суточного цикла; «царскими» они называются в данном случае потому, что когда-то в Константинополе на них присутствовали императоры со всем двором.) Божественная Литургия, на которой совершается бескровная Евхаристическая жертва, не служится, ибо «жертва в этот день принесена на Голгофе» (прот. К. Никольский). (Единственное исключение – в случае совпадения Страстной пятницы с праздником Благовещения; тогда совершается Литургия св. Иоанна Златоуста.)
Около двух часов дня священнослужители выносят из алтаря Плащаницу – большую икону, на которой умерший Иисус Христос изображен во весь рост, лежащим в гробнице. Она полагается посреди храма на особом возвышении (катафалке), и принесенные верующими цветы окружают ее с трех сторон. Остается лишь место для приходящих поклониться Спасителю мира и облобызать Его пречистые ноги.
Наступает вечер, а с ним – «Чин погребения». Верующие становятся участниками погребальной процессии и, со свечами в руках, сопровождают обносимую вокруг храма Плащаницу с пением «Святый Боже». Звучит скорбно-затаенный перезвон колоколов и умолкает, когда Плащаница вновь занимает своё место в храме, среди белых цветов.